Андрей373Андрей привет,вот нашёл
Цитата:
МЫСЛИ ВСЛУХ ОБ ЭЛЕКТРОНИКЕ ЭП-017 С ОБЩЕФИЛОСОФСКИМИ ОТСТУПЛЕНИЯМИ И ПРАКТИЧЕСКИМИ СОВЕТАМИ
Для начала условимся о терминах, употребляемых далее:
ЭКСПЕРТ – лицо, слабо разбирающееся в сути вопроса, о котором рассуждает, а чаще всего, не разбирающееся совсем. Подразделяются на 2 группы:
а) интернет-эксперты – лица старшего школьного возраста, в силу возраста неспособные верно оценить значение своих суждений для мирового сообщества, но испытывающие страшный зуд в руках при виде клавиатуры.
б) эксперты из глянцевых журналов – лица постарше с образованием штукатура-маляра или слесаря-сантехника, но с подвешенным языком, сообразившие, что нести чушь со страниц этих журналов гораздо прибыльнее и легче, чем плитку ложить или унитазы чистить.
Эксперты интересны для психологов и социологов.
АУДИОФИЛ – лицо, утверждающее, что слышит шорох от ножек электронов, которыми те бегают по проводам и явственно замечает задержку в распространении тока в проводах, различающихся по длине в 1 см.
Аудиофилы интересны социологам и психиатрам.
Две группы (эксперты и аудиофилы) идеально сочетаются друг с другом по уровню развития и образования (точнее, по полному их отсутствию) и, как говорится, флаг им в руки, но своим бредом они сбивают с толку нормальных людей, не имеющих технического образования, в результате чего эти люди начинают заниматься не тем, чем надо, а чем надо, наоборот, не заниматься.
Теперь собственно о самом проигрывателе. Это достаточно хорошее изделие, имеющее очень неплохую электронику, весьма приличный подвес тонарма и достаточно массивный литой корпус. С другой стороны, данный устройство, как любой другой, независимо, замечу, от фирмы и места изготовления, имеет целый ряд недостатков. Одни недостатки непреодолимы при вменяемых трудовых и материальных затратах, другие вполне преодолимы.
НЕПРЕОДОЛИМЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ЭП-017
Вернее, недостаток: у проигрывателя короткий тонарм. Замечу, что когда я пишу «короткий», то имею в виду именно «короткий», а не «плохой», «неправильный» и т.п. Для заданного расстояния между шпинделем диска и вертикальной осью вращения тонарма (около 195 мм), тонарм имеет вполне адекватную эффективную длину (около 212 мм), соответствующую расчетной. Беда в том, что чем короче тонарм, тем больше максимальные абсолютные значения погрешности положения иглы по всему диску. Это является расплатой за компактность проигрывателя и тут уж ничего не поделаешь. Т.е., конечно, можно прикупить другой тонарм, изготовить другой корпус, полностью перенастроить схему антискейтинга, но… При таких затратах времени и денег проще поискать что-нибудь другое.
ПРЕОДОЛИМЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ЭП-017
Достоинство – их довольно легко победить; недостаток – их много.
1. Первый на очереди – кошмарная конструкция головкодержателя, препятствующая смене типа используемой головки. О борьбе с этим ниже, в описании смены головки.
2. Весьма странная конструкция узла противовеса. Неправильный выбор шага винтовой пружины приводит к очень острой регулировке, когда легкий (практически чуть заметный) поворот грузика приводит к серьезному разбалансу. Практически конструктор вместо бытового устройства с бытовыми характеристиками заложил почти аптекарские весы, что хорошо для использования узла тонарма для развешивания доз героина, но очень плохо для использования этого узла по прямому назначению. Ситуация усугубляется тем, что подвижная шкала на грузике вращается очень туго, поэтому при установке «0» Вам на 99,99% не удастся не стронуть сам грузик с места. Последствия описаны выше. На все на это накладывается то, что контрольная риска на тонарме чуть ли не 1,5 раза шире рисок на подвижной шкале грузика, поэтому идеально точно выставить «0» просто нереально – нет достойного ориентира. Самое забавное – шаг меток на подвижной шкале грузика 0,5 г, а шкала на регулировке антискейтинга проградуирована с шагом 0,25 г. К чему делать взаимосвязанные регулировки с разными ценами делений шкал - тайна сия велика есть. Лечение: а не надо никакого лечения! Т.е., конечно, можно изготовить новый грузик с новой шкалой и навить новую пружину, но это абсолютно бесполезное занятие. Для аргументации данного утверждения я должен был бы ввести Вас в сумеречную зону понятия допусков и посадок, но не буду этого делать, чтобы не пугать. Ограничусь популярным объяснением. Несмотря на угрожающие отклонения тонарма от горизонтали при попытках выставить «0» на противовесе, погрешность этого самого выставления не превысит нескольких миллиграмм, что не влияет ни на что, кроме, разумеется, воспаленного воображения аудиофилов и возможности сваять очередную статью экспертами. В правильно сконструированном узле тонарма эта погрешность тоже есть, просто, грубо говоря, она за пределами чувствительности. Это абсолютно нормально, поскольку не заморачивает владельца тем, что, повторю, на качество воспроизведения не влияет. Для иллюстрации данного утверждения можете взять весы, которые идут в комплекте со многими головками, и Вы будете поражены, насколько они менее чувствительны, чем штатный узел ЭП-017. А ведь это изделие, изготовленное и рекомендованное производителем той или иной головки! Поэтому рекомендации по калибровке простые: методом последовательных приближений выставляем «0» подвижной шкалы, добиваясь строго вертикального положения нулевой риски на шкале (ну, насколько позволяет Ваш глазомер), выставляем необходимый вес головки и больше сюда не лазим, чтобы не расстраиваться из-за отсутствия в природе идеальности.
2. Неправильный выбор жесткости пружин ножек проигрывателя: они слишком жесткие. Результат – сильная акустическая обратная связь между колонками и иголкой. Правильный подход – замена пружин на более мягкие, но возникает проблема (по крайней мере, у меня): насколько более мягкие? Очевидно, что надо заниматься расчетом и изготовлением (если повезет, то подбором из имеющихся) пружин с заданной жесткостью. Отдельно замечу, что номер с походом в магазин, закупкой желе в пакетиках, его завариванием и отливкой в форме ножек не проходит не только потому, что набегут мухи и тараканы: случай, когда после того, как сосед сверху уронит гирю себе на пол, а Вам на потолок, Ваша «Электроника», как задница у русской жены из анекдота, будет колыхаться до следующего дня, ничем не лучше слишком жесткой подвески. Снять ножки со старого разломанного проигрывателя другой марки тоже не очень правильный выход: надо подобрать проигрыватель приблизительно такой же массы, как Ваш. Возьмете слишком легкого донора – его пружины сожмутся слишком сильно и перестанут выполнять свою функцию правильно; возьмете слишком тяжелого – пружины, наоборот, будут недогружены, что эквивалентно слишком жесткой подвеске, т.е. Вы вернетесь туда, откуда начинали. Я лично для себя выбрал наименее трудоемкий способ, не требующий освоения специальности разработчика пружинных подвесов: прокладки под ножки из листовой вакуумной резины (такого белого цвета) толщиной 5 мм. Эффект очень хороший. Отдельно о способе изготовления, обеспечивающем достойную эстетику прокладок.
Вырезание при помощи ножниц возможно только в том случае, если Вы – разновидность аудиофила, находящего особый шик в аппаратуре, собранной в коробке из-под обуви. Дело в том, что вакуумная резина - очень мягкий материал, так что ее деформация в ходе вырезания приведет к результату в форме отвратительного яйцеугольника с кривыми краями и заусенцами. Поэтому запасаемся циркулем-измерителем (тем, у которого обе ножки с иголками), точильным бруском и массой терпения. Затачиваем иголки измерителя на бруске, выставляем на измерителе радиус желаемой прокладки (я, помниться, выставлял 20,5 мм), затягиваем винтики в верхней части измерителя, отвечающие за легкость разведения ножек (нам нужно максимально затруднить сведение-разведение ножек, соответственно, самопроизвольное изменение радиуса в процессе вырезания; единственное что нужно помнить – винтики мелкие и хлипкие, поэтому не переусердствуйте в их затягивании – сорвете резьбу), устанавливаем измеритель на лист резины и методично вращаем его (несколько оборотов по часовой стрелке, несколько против, снова по часовой, снова против и т.д.). НЕ ПРИКЛАДЫВАЙТЕ НИКАКИХ УСИЛИЙ ПО ВЫРЕЗАНИЮ МИНИМУМ ДО ПОЛОВИНЫ ТОЛЩИНЫ ЛИСТА (а лучше, до самого конца вырезания) – за счет мягкости резины заточенная иголка будет резать по действием веса измерителя, что обеспечит минимальную деформацию резины и, соответственно, очень ровный край прокладки. Ключевые слова здесь – терпение и неторопливость, процесс идет очень медленно. Лучше вырезайте по одной прокладке в день, чем давай-давай с кривулями в итоге.
3. Усиление акустической обратной связи при опущенной крышке проигрывателя. Это связанно с уродскими демпферами крышки в ее передней части. Подняв крышку, Вы сможете заметить микроскопические резиновые «гвоздики», ни толщина которых, ни материал (литая резина) не позволяют их даже называть демпферами. Естественно, что в ходе прослушивания крышка барабанит по столу через жесткую резину со всеми вытекающими последствиями. Лечение простое: идете в ближайшую мастерскую по ремонту обуви, выпрашиваете там обрезки микропорки толщиной порядка 2,5-3 мм, выдираете эти самые «гвоздики», вырезаете и наклеиваете вместо них пркладки из микропорки и забываете о проблеме опущенной крышки навеки.
4. Неправильно выбранный материал резиновой накладки на диск – жесткая литая резина с узкими ребрами, на которые ложится винил. НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ ВАМ ЧТО-ТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ. Пишу это на основании личного горького опыта: жена забыла снять с диска одну из моих любимых пластинок, та пробыла в проигрывателе 3 дня, в ходе которых жесткий материал накладки продавил в виниле дорожки по форме своих ребер. В результате коллекционный альбом, отпечатанный отнюдь не на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия», с одной стороны стал совершенно непригодным для прослушивания. Наиболее правильный вариант – побродить по местам продажи всякого старья и выторговать там накладку с какого-нибудь добитого проигрывателя. Накладка должна быть такой же высоты, как и штатная, иначе придется регулировать высоту положения узла тонарма. В принципе, это несложная операция, которая не должна Вас пугать, но если Вам не хочется ее делать – ходите по старьевщикам со штангенциркулем. С другой стороны, если Вы собираетесь менять головку изделие другой марки, Вам все равно придется регулировать высоту тонарма, поэтому, по хорошему, штангенциркуль у старьевщика Вам не нужен. Пока. Т.е. с его устройством и принципом работы, если Вы их не знаете, Вам все равно придется ознакомиться. Значительно менее правильный вариант – установить штатную накладку вверх ногами, предварительно отмыв ее плоскую сторону от остатков клея. Недостаток – вся пыль и грязь со всей плоскости накладки будет перемещаться в канавки Ваших пластинок (в особо тяжелых случаях еще и царапать поверхность пластинки). С другой стороны, если Вы – параноидальный (в хорошем смысле этого слова) чистюля, то методичная очистка всей плоскости накладки перед каждой сменой пластинки, как и ее стороны, Вас может и не испугать. Но все равно не советую – только в крайнем случае, например, если Вы живете вдали от таких благ цивилизации, как базары, на которых бомжеватые личности продают всякий хлам. Вариант, который активно не рекомендую совсем – вырезать накладку самостоятельно. Об этом позже, в описании всяких мифов и сказок. Пока просто констатирую: сильно не рекомендую и точка. Да, кстати: не забудьте тщательно очистить от остатков клея поверхность самого диска.
5. Наличие нагрузочных конденсаторов в 220 пФ с совершенно неясной для меня целью. Вернее, пара теорий на эту тему у меня есть, но без экспериментальных данных я их излагать не буду, чтобы не становиться подобным эксперту. Если применить медицинский принцип «не навреди», то замечу, что в случае, если у Вас совершенно случайно в кустах оказался рояль в виде складика головок ГЗМ-043 или хотя бы иголок к такой головке, то данные конденсаторы можно и оставить (наверное). В остальных случаях – снимать однозначно. Для примера: у моей головки Ortofon рекомендуемые значения емкости нагрузки 150…330 пФ. Если к означенным 220 пФ добавить емкости всех тех проводов, которые доводят в конце-концов ее выходной сигнал до усилителя-корректора, то, даже с наворотом в виде переключаемой входной емкости корректора, мы попадем куда-то на самую границу рекомендуемой емкости. В случае же непереключаемой емкости мы однозначно выходим за границы дозволенного. Метод лечения простой: переворачиваем проигрыватель вверх ногами, в районе крепления тонарма наблюдаем стальной экран, закрепленный двумя винтами. Винты отвинчиваем, экран снимаем (при снятии соблюдать осторожность, в узле тонарма установлен магнит порядочной силы, поэтому экран ведет себя довольно норовисто, а под ним очень тонкие провода), наблюдаем два припаянных к монтажным стойкам конденсатора под припаянными к тем же стойкам проводами. Аккуратно откусываем их бокорезами, придерживая пинцетом, устанавливаем экран (не забывая о его норове) и фиксируем его, ввинтив на место винты.
Огромная благодарность SimplyЮрий с соседнего форума. Много дельных советов взял из его статьи.