Копия того самого сообщения с соседнего форума, автор Вещий Олег (VeschiiOleg). Название темы: "Могильщик Ревоксов или "любителям Тембров посвящается".
Изображений давно нет.
Цитата:
Данная тема посвящается любителям катушечных магнитофонов.
Примерно 15 лет назад на работе мне подарили проф. катушечник, который провалялся долгое время без дела и теперь до него “дошел ход”.
Катушечный магнитофон Тембр-2М:
Изображение
На поверку аппарат оказался новым, но не пишущим и не читающим. Поэтому и провалялся на складе до первой проверки. Как выяснилось, аппарат был “мертворожденным”, потому что причиной его неработоспособности оказалась банальная неправильная распайка жгута на заводе изготовителе.
Вначале стояла задача оживить его и привести в нормальное рабочее штатное положение. Проблема осложнялась тем, что мне не удалось найти схему на модель 2М и я пользовался схемой на модель 2C, которую мне любезно прислали участники этого форума. 2С довольно сильно отличалась от 2М не только тем, что 2С – моновариант, но и тем что отдельные блоки имеют различия. Поэтому в течении нескольких месяцев кропотливого поиска удалось по проводам и логике разобраться с распайкой жгутов, восстановить правильное соединение и оживить машинку. Однако пробная запись сильно разочаровала, несмотря на две широкие дороги и 19ую скорость…
Анализ схемы показал, что, несмотря на то, аппарат выпущен в 85г - идеология там 60х гг.… Поэтому было принято решение игнорировать аутентичность и сделать из него нормальный аппарат. Здесь подчеркну - просто “нормальный” – т.е достойный 19ой скорости и хороших импортных лент. Настоящего “Убийцу” (в отличие от кассетного Маяка) из этого аппарата сделать, возможно, лишь только заменив абсолютно все блоки, коммутацию и головы, оставив там только ЛПМ. Штатный потенциал Тембра и примененная элементная база не позволяет выйти на уровень лучших мировых аппаратов. Поэтому задача ставилась вытянуть все по максимуму без кардинальной переделки.
Далее будут описаны все изменения, необходимые для того, чтобы сделать из этого аппарата “человека”.
Анализ структуры магнитофона сразу выявил несколько моментов неприемлемых с точки зрения нормального аппарата.
Во-первых все входные сигналы ослаблялись до уровня микрофонного входа, а затем усиливались. Такое решение очень часто применялось в 70х гг. Кроме неоптимальности с точки зрения шумов, это приводило к тому что для основного (линейного) входа сопротивление было очень большим, а с учетом входной емкости это превращало этот вход в довольно ощутимый ФНЧ, заваливающий частотку в самом начале. Поэтому в режиме “Источник”, магнитофон на лин. выходе имел уже неудовлетворительные характеристики.
16кГц для (на –20дБ!) для 19скорости я посчитал весьма посредственным заводским “достижением”.
Во-вторых регулятор уровня записи стоял в середине усилительного тракта (!). Это приводило к недоиспользованию ДД входного усилителя при малом входном сигнале и возможности его перегрузки при большом.
В-третьих сам линейный выход брался с выхода УЗ, после цепи коррекции предыскажений (!). И оттуда же брался сигнал для индикатора уровня записи. Такое решение тоже известно, оно применялось в 60х гг, когда в силу низкой перегрузочной аппарата и нестандартных значений коррекции боялись пропустить пики сигнала и перегрузить ленту. Поэтому, несмотря на наличие сквозного канала, ни о каком мониторинге не могло быть и речи. В штатном варианте мониторинг был, но он мог служить не для сравнения входа с выходом, а для проверки наличия самого факта записи сигнала на ленту. Сам индикатор был примитивнейшим, частотнозависимым, нелинейным и низкоомным, сильно подсаживающим напряжение на лин. выходе. Кроме того само значение напряжения на линейном выходе в 300мВ при довольно высоком уровне собственных шумов было недостаточ-ным для хорошего динамического диапазона.
В-четвертых, аппарат сделан на германиевых “малошумящих” транзисторах МП39Б. “Малошумящими” они были в начале 70х гг. и, конечно, их шумы сейчас не могут конкурировать ни с отечественными, ни с зарубежными. Небольшой линейный участок их амплитудной характеристики, а также почему-то далеко не полное его использование (режим, диаграмма уровней) приводил к очень маленькому ДД тракта. Приемлемый по современным меркам коэфф. гармоник находился только в диапазоне средних уровней записи, на малых и больших уровнях наблюдалось быстрое нарастание гармоник. Всё это приводило к довольно грубому транзисторному звучанию, характерному для первых отечественных магнитофонов 60-70х гг.
Транзисторы МП39Б:
Изображение
В пятых контрольный моноусилитель имел довольно низкое входное сопротивле-ние и при контроле подсаживал напряжение на лин. выходе, что приводило к изменению уровня записи при пользовании им. Кроме того, он имел чудовищный уровень искажений и наводок и мог служить только для контроля наличия сигнала.
В шестых выход ГСП не был развязан от УЗ разделительными конденсаторами малой емкости в результате чего полезный сигнал попадал на выход ГСП, где смешивался с таким же сигналом второго канала, падал по уровню и искажался. Процент “пролезания” зависел от положения регуляторов тока подмагничивания.
В седьмых 90% коммутации сигнала было выполнено неэкранированными проводами. Это приводило к огромному числу наводок и “пролезаний” (как полезного сигнала, так и сигнала ГСП), не позволяющих получить на выходе приемлемый коэффициент гармоник и сильно ухудшая отношение с/ш.
В восьмых головки, применяемые в магнитофоне довольно старого образца и имеют довольно высокие щелевые потери. Что ГВ, что ГЗ…
Блок головок:
Изображение
В результате этого в магнитофоне применен нестандартный УВ с довольно высоким принудительным подъёмом на ВЧ, чтобы компенсировать завал при воспроизведении. Как таковую “постоянную времени” обеспечивает довольно хитрые RC и LC-цепи наподобие трехполосного “эквалайзера” на НЧ, на СЧ и на ВЧ. В УЗ дела обстоят не лучше – подъём на ВЧ для 19скорости был сопоставим с подъемом для кассетного магнито-фона на скорости 4,76см/с(!), а сама АЧХ УЗ регулируется тоже несколькими цепями на разных участках (НЧ, СЧ, ВЧ).
"Эквалайзер":
Изображение
В девятых разводка земли и общая компоновка способствовала тому, что наводки присутствовали даже на самом шасси магнитофона (при нулевом сопротивлении по пост току). Это означало лишь то, что на ВЧ шасси представляет собой индуктивность (!).
Еще один момент был выявлен при работе магнитофона в вертикальном положении. Из-за отсутствия шарика между тонвалом и упором тонвал смещался вперед и начинал задевать маховиком за внутреннюю часть шасси.
Следует отдать должное один из положительных моментов – очень надежный ЛПМ. Несмотря на внешнюю "кондовость", обращается с лентой довольно аккуратно. Три движка - ведущий и два на боковых узлах. Привод от ведущего роликовый (по граммофонному). Не совсем ДД, но и не пассиковый. Очень массивный маховик и толстый тонвал. Ложкой дегтя здесь является то, что в паузе моторы удерживаются механическими тормозами, в то время как на них подается небольшое напряжение для выбора петли, и все это время они греются… Положительным моментом является то, что усилия на всех двигателях регулируются, правда, подбором резисторов, не оперативно, но лучше, чем совсем никак.
Шасси магнитофона с ЛПМ и платами:
Изображение
Для доступа к двигателю ведущего вала и паразитному ролику необходимо отвернуть несколько винтов в панели с головками и отвести её на проводах в сторону. Управление механикой довольно приятное, логическое с малоходными кнопками (МП-3). Пожалуй, это единственно современная черта этого магнитофона. Есть режим откат по счетчику, автостоп. Правда, выполненные довольно примитивно. Все платы стоят на петлях, что облегчает доступ при ремонте, хотя и здесь не без ложки дегтя – после ремонта настройку можно проводить только вне корпуса магнитофона, подвешивая его над рабочим местом (!) или устанавливая набок с применением различных упоров, так как все регуляторы установлены в малодоступном месте.
ЛПМ:
Изображение
Все вышеперечисленное потребовало применения следующих решений:
1. Входное сопротивление по линейному входу было уменьшено в несколько раз, в результате чего частота среза ФНЧ с учетом входной емкости ушла далеко за переделы звукового диапазона и магнитофон перестал “валить” частоту в режиме “Источник”.
2. Регулятор уровня записи был перенесен из середины усилительного тракта на вход, а вместо него установлен подстроечный регулятор чувствительности УЗ. Таким образом исключилась возможность перегрузки тракта и появилась возможность полностью перекрыть подачу входного сигнала на магнитофон. Кроме того появилась возможность регулировать чувствительность УЗ, для выбора оптимального режима его работы.
3. Линейный выход был отключен от выхода УЗ и перенесен на вход УЗ до регу-лятора чувствительности УЗ. Это позволило получить нормальный мониторинг и позво-лило в несколько раз увеличить значение выходного напряжения линейного выхода магнитофона.
4. Было увеличено напряжение питания входной части усилительного тракта, и изменены режимы работы первых двух транзисторов. Это перевело их работу на более линейный участок их амплитудной характеристики, что дало снижение искажений и существенное улучшение перегрузочной. Появилось возможность получить неискаженное напряжение на линейном выходе вплоть до 1,4-1,5В. В штатном варианте неискаженное напряжение линейного выхода (Кг=3%) составляло всего 300мВ (с небольшим запасом). В результате все эти меры существенно нивелировали эффект грубого транзисторного звучания.
5. На вход контрольного усилителя мощности был добавлен повторитель, чтобы при включении он меньше шунтировал линейный выход. И уменьшена выходная мощность для снижения искажений
6. В ГСП были разрезаны дорожки и последовательно с регуляторами подмагни-чивания были установлены конденсаторы малой емкости. При этом уменьшилось шунтирование УЗ цепями ГСП, увеличилось напряжение полезного сигнала и улучшилось раз-деление каналов.
7. Все жгуты с сигнальными цепям были заменены на экранированные провода МГТФ для каждого канала в отдельности. Неэкранированными остались только провода питания и управления. Эта операция заняла очень много времени, больше месяца, но такая мера резко снизила уровень высокочастотных наводок и пролезаний полезного сигна-ла при записи и позволила получить приемлемый коэффициент гармоник на линейном выходе. Кроме того, был экранирован УВ с помощью металлического кожуха..
8. Частотная характеристика УВ корректировалась по тест-ленте подстроечными резисторами и индуктивностями из предлагаемого производителем набора фильтров. По тест-ленте результат получился неплохой: 30 Гц –3дБ, 100Гц +3дБ, 1кГц -0дБ 10кГц- 0дБ, 18кГц –3дБ. Частотные характеристики УЗ настраивались с подстроечными резисторами и индуктивностями по критерию получения наиболее плоской характеристики в сквозном канале. В канале записи пришлось дополнительно подбирать элементы коррекции, потому что неравномерность в полосе и различие в каналах превышало 3дБ. В результате частотная характеристика на профессиональной ленте 50-60В МAXELL XLI получилась достаточно широкой: 30-19000Гц и укладывалась в допуск +/-3дБ. Если измерять по стандарту ДИН, допустив завал по краям до –6дБ, то полоса получается примерно 20-20000Гц. Причем полоса практически не зависела от уровня записи.
Блок коррекции УВ и УЗ:
Изображение
9. Разводка земли была изменена по критерию минимума паразитных наводок и фона на линейном выходе, путем добавления дополнительных земляных проводников, снижающих потенциал и установкой дополнительных фильтрующих емкостей большой и малой величины по месту. Эта работа заняла также очень много времени, потому что распределение низкочастотного поля (наводок) на металлических деталях и проводниках схемы имело очень сложный характер и плохо подавлялось. В результате комплексных мероприятий напряжение помех на линейном выходе снизилось примерно вдвое.
10. Отсутствующий шарик был заменен пишущим узлом от авторучки. Регулиров-ка по высоте и центровка узла обеспечивалась двумя подпружиненными винтами в основании опорной пластины. Таким образом смещение тонвала было устранено. При этом стала возможность эксплуатации магнитофона в вертикальном положении.
Тембр с тест-лентой в вертикальном положении:
Изображение
Кроме того были внесены следующие изменения, улучшающие характеристики магнитофона:
11. Частота ГСП повышена до 100кГц, (с соответствующей компенсацией падения тока стирания и подмагничивания и перенастройкой фильтр пробок). В результате чего снизилась интермодуляция и немного расширилась полоса частот.
12. Регуляторы тока записи и подмагничивания (поканально) вынесены на переднюю панель под шлиц и снизу заключены в металлический корпус. Таким образом появилась возможность оперативной подстройки (а при использовании внешнего тест генераторам - и калибровки) тракта под каждую ленту в сквозном канале в процессе пробной записи.
Блок регулировки токов записи и подмагничивания:
Изображение
13. Магнитофон был перенастроен на новый уровень номинальной намагниченности. За уровень намагниченности 0дБ=510нвб/м был принят уровень, соответствующий напряжению 1,1В на лин. выходе, что примерно на 3дБ выше уровня 320нвб/м. Уровень 320нвб/м был принят за 0VU=775мВ. К сожалению, напряжение питания магнитофона не позволяет иметь неискаженное напряжение на линейном выходе более1,5В. Поэтому ДД ограничен и имеется запас по перегрузке всего в 3дБ…
Поскольку магнитофон перестраивался не только под новый уровень намагниченности, но еще и под новую внутреннюю диаграмму уровней, то, разумеется, наличия тест-ленты оказалось недостаточно. Поэтому для проверки уровня намагниченности на ленте использовался заведомо исправный отечественный катушечный магнитофон с известной намагниченностью (320нвб/м). Путем пробных записей на Тембре с пошаговым увеличением тока записи и воспроизведением её на “эталонном” магнитофоне была примерно получена требуемая намагниченность на ленте, после чего относительно неё откалибровался тракт магнитофона и индикаторы. После чего была снова установлена тест-лента, выставлен уровень воспроизведения и после этого уже окончательно скорректирован уровень записи. После чего уже проводилась штатная настойка азимута ГВ, АЧХ УВ, токов, азимута ГЗ в сквозняке, эквализации УЗ и т.д. Для дополнительной проверки на совместимость использовалась музыкальная фонограмма, записанная с известным уровнем записи на импортном катушечнике.
Как уже упоминалось выше, полоса частот записи-воспроизведения получилась 30-19000Гц. При этом на 50мкм проф. ленте она оставалась практически такой же вплоть до уровня 510нвбм! На минус 20 дБ она расширялась вверх примерно на 2кГц. Коэфф. гармоник на новом максимальном уровне (1,1В) получился равным около 3%, а на 0VU=775мВ примерно вдвое ниже. Причем основной вклад в Кг составляют неподавленные остатки подмагничивания и фоновые помехи. Если остановить запись, перемотать назад и воспроизвести, то Кг ещё уменьшается.
14. У индикаторов записи в процессе работы была изменена их чувствительность. Однако точка подключения индикаторов осталась прежней (выход УЗ) и поэтому частотная характеристика индикатора имеет сильный подъем на ВЧ. Но на НЧ-СЧ его АЧХ имеет ещё ровную характеристику, поэтому при настройке синусоидальным стационарным сигналом его показания будут верны. На муз сигнале он завышает показания на ВЧ, но т.к. в реальном спектре сигнала нет ВЧ-сигналов с нулевым уровнем, то пользоваться можно. В данном случае, к сожалению, это именно индикатор, но не измеритель уровня.
Отдельную благодарность хочу высказать Вячеславу Багрию, подарившему новые катушечные тест-ленты соответствующего формата (2дороги, 510нвб/м 19см/с и 2дороги 510 нвбм, 38см/с (пока не использовалась).